пятница, 28 ноября 2014

Исламская мораль. Временные жены или проститутки?

Версия для печатиОтправить другу

Исламская мораль. Временные жены или проститутки?
Иранцы спорят, не являются ли браки на один месяц, заключаемые ради сексуальных отношений, прикрытием для проституции.

Мехдие и Сиавош пообещали любить друг друга... один месяц. Сделать это позволяет институт временного брака, предусмотренный шиитским исламом. Но даже его узаконивание после Исламской революции не помогло победить подозрения, которые он вызывает в иранском обществе, что подтвердила недавняя полемика вокруг заявлений министра, выступающего за пропаганду временных браков. Учитывая, что в Иране половые отношения вне брака запрещены и наказуемы, временный брак является законным прикрытием для молодых людей, которые, как Мехдие и Сиавош, не могут оплатить свадьбу. Однако многие иранцы опасаются, что такой брак поощряет проституцию.

Так, Мариам смотрит с недоверием, когда журналист заговаривает с ней о временном браке. «Да, в исламе есть такая возможность, но в наши дни женщины на это не идут», – считает она. Наряду с религиозными вопросами, в иранском обществе огромное значение придается девственности невесты (включая и гинекологическую проверку), так что женщины вынуждены расплачиваться за такой «брак» всю жизнь. Хотя это не принято афишировать, временный брак приемлем для вдов и разведенных женщин, тогда как для девственниц необходимо разрешение отца, получить которое в высшей степени затруднительно.

«Мы обошли эту трудность, потому что мой отец болен», – признается 23-летняя Мехдие, заканчивающая обучение в университете. «Согласно исламу, достаточно нашего личного согласия – это общество требует, чтобы мы подписали документ», – добавляет 28-летний Сиавош, очень религиозный человек, которому такое требование, похоже, доставляет неудобство. Его зарплата в кебаб-кафе не позволяет ему снять квартиру, а без этого он не может просить руки Мехдие. «Если бы у меня были деньги, я бы прямо сейчас пошел поговорить с ее семьей», – заверяет он. А пока они держат свой брак в тайне.

Его отчаяние разделяют миллионы молодых людей. С одной стороны, действующий в Иране исламский закон запрещает секс вне брака. С другой стороны, безработица (которая, по официальным данным, составляет около 10%, но, по мнению многих экономистов, достигает 30%) и экономические трудности приводят к тому, что в брак вступают в более зрелом возрасте. По официальным данным, средний возраст женщин при вступлении в брак – 23 года, мужчин – 26, но недавнее исследование Комитета помощи имени имама Хомейни показало, что в деревенских районах, страдающих от активной эмиграции мужского населения в города, женщины выходят замуж в 30 лет. Половина населения – младше этого возраста.

В этих условиях министр внутренних дел Мустафа Пурмохаммади в начале прошлого месяца решил пропагандировать временные браки среди молодежи, чтобы избежать «социальных проблем, возникающих из-за невозможности жениться по экономическим причинам». Его предложение разожгло такие споры, что пресс-секретарь правительства Голамхосейн Эльхам был вынужден дистанцироваться от него. «Это предложение не исходит от администрации. Министр высказался как духовное лицо», – сказал он. Дело в том, что 15 лет назад уже была попытка на официальном уровне поощрять временные браки как альтернативу внебрачным связям, однако реакция общества вынудила отказаться от этой затеи.

«Критика вызвана непониманием, – заверяет Али Теймури, духовный лидер, отвечающий за подписание брачных контрактов. – Мужчина не может бросить свою жену, если он уже женат, и должен оплачивать текущие расходы своей новой супруги». В исламе разрешено брать в жены до 4 женщин, что все реже встречается в Иране. Количество временных браков, признанных только шиитской ветвью ислама, не ограничено.

А если молодая студентка-девственница, которой ее жених предложил вступить во временный брак, обратится к нему за советом? «Я спрошу ее, видит ли она будущее этих отношений, могут ли они привести к созданию семьи, – отвечает духовное лицо. – Но, если молодой человек хочет только насладиться ее телом, я посоветую ей не разрушать свою жизнь». И не только свою. Содержание детей, родившихся от таких отношений, зависит от признания отцовства, при отсутствии которого дети считаются незаконными и лишаются права на наследство.

«Мы возобновляем наше соглашение перед Богом каждый месяц, чтобы не забыть о нем, – отвечает Сиавош на это. – Мы взрослые люди и думаем о будущем». Мехдие доверяет Сиавошу и его нежному и заботливому отношению, он поддерживает ее, постоянно говорит о ней «моя жена».

Другие находят более утилитарное применение временному браку. Одно туристическое агентство объявило о каникулах на Каспийском море для пар, желающих вступить во временный брак. В пакет входит размещение и услуги духовного лица для регистрации брачного контракта. Иногда некоторые незамужние девушки также пользуются этим вариантом, чтобы путешествовать со своим молодым человеком, спать в одном номере гостиницы и избежать проблем с полицией нравов.

Узаконенные грехи

Али Теймури пытается смягчить спор между иранцами. «Когда человек проходит мимо университетов, институтов и парков, он видит юношей и девушек, которые разговаривают и прикасаются друг к другу. Это происходит не только в Иране. Ислам говорит, что надо узаконить эти отношения, чтобы они не были грехом. Мы не можем наказывать молодежь за эту потребность».

Теймури сравнивает временный брак с лекарством. «Больному не нравится лекарство, но он видит, что оно ему помогает», – отмечает он. По его мнению, «женщины очень чувствительны к уважению, мы должны работать над тем, чтобы все с этим согласились и ни одна из них не осталась в обиде». С его точки зрения, это законная форма брака по взаимной договоренности.

«Речь идет об удовлетворении не только сексуальных импульсов мужчины, но и эмоциональных и экономических потребностей женщины», – уточняет религиозный лидер. Али Теймури отрицает возможность временного брака на несколько часов. «Это неприемлемо. Им не хватит времени даже на то, чтобы выйти из моего кабинета. На одну неделю – пожалуйста, но на два часа – это нелогично».

Голосов пока нет