ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СТРАНЫ
Китай
Япония

КИТАЙ
Армия
Безопасность
Космос
Наука
Образование
Общество
Олимпиада 2008
Политика
СМИ
Технологии
Экология
Экономика
Энергетика

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Ваши рассказы
Культура
Кухня
Праздники
Спорт
Традиции
Туризм

ЭТО ИНТЕРЕСНО КИТАЙ
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана
28.06.2007 Источник: ИСАП

Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана

Выдающийся поэт, родоначальник таджикской классической поэзии Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад (по другим источникам – Абуль Хасан) родился в 858 году в селении  Панджруд (в переводе с таджикского пять ручьёв) неподалеку от знаменитого на весь мир своими раскопками Пенджикента – столицы древней Согдианы (ныне кишлак Панджруд Пенджикентского района Согдийской области Республики Таджикистан). В памяти людей он остался известен под именем Рудаки, означающее в переводе ручеёк, которое поэт пронёс через всю свою жизнь. По одному из преданий он родился слепым, по другому – был на исходе жизни ослеплён по приказу саманидского эмира. По этому вопросу у биографов поэта до сих пор нет единого мнения. Достоверно известно, что он получил хорошее для своего времени образование, в совершенстве владел арабским языком. В одной из ранних антологий персидской поэзии «Сердцевина сердцевин» о нём было написано: «Он был столь талантлив и восприимчив, что к восьми годам знал наизусть весь Коран и стал чтецом Корана. Он принялся складывать стихи, причём такого тонкого содержания, что народ восторженно встречал их. Любовь к нему всё возрастала, к тому же господь одарил его прекрасным голосом и способностью пением очаровывать сердца. Благодаря своему голосу, он сделался певцом и научился игре на лютне у Абдулабака Бахтияра, который был выдающимся музыкантом. Рудаки стал мастером игры, и слух о нём прошёл по всему миру. Эмир Наср, сын Ахмада Саманида, бывший эмиром Хорасана, особенно приблизил его к себе, и он пошёл в гору, а богатства его увеличились до высшей степени. После него никто из поэтов не имел такого богатства, и такого счастья не случалось никому из них». Будучи ещё юношей, он покидает родимый дом и отправляется в древнюю Бухару. В Бухаре юноша много сил и времени отдаёт образованию. Днём он учился, а по вечерам пел свои песни. И когда известия о талантливом поэте и певце достигли повелителя Хорасана, Рудаки был действительно приглашён эмиром Насром ибн Ахмадом Самани, правившим страной с 913 по 943 годы, ко двору, где и провёл большую часть своей жизни. Эмир любил Рудаки, оказывал ему знаки внимания и советовался с ним по вопросам искусства, поэзии, музыки. Свыше 40 лет он возглавлял плеяду поэтов при дворе саманидских правителей Бухары, достигнув большой славы и богатства. Однако нельзя сказать, что вся его жизнь прошла безоблачно. В старости он попал в опалу, был ослеплён, изгнан из двора эмира и умер в нищете. Можно предполагать, что причина изгнания была связана с сочувственным отношением поэта к злейшим врагам эмира Хорасана карматам в Бухаре, которые боролись против богатых и проповедовали имущественное равенство. В автобиографической касыде поэт писал о переменах, произошедших в последние годы своей жизни:

 

Да, был я велик и счастлив, имел все блага земли,

Недаром Саманиды меня высоко вознесли,

Но годы весны сменились годами суровой зимы,

Дай посох! Настало время для посоха и сумы.

 

Оставшиеся годы жизни после изгнания поэт провёл в своём родном селении Панджруд и умер по сведениям, содержащимся в сочинении историка Самани «Ал – Ансаб» в 941 году. Следует сказать том, что многие моменты биографии Рудаки до сих пор остаются неизвестными, а его могила была найдена только через1100 лет благодаря кропотливой работе, проведённой основоположником современной таджикской прозы Садриддином Айни. Он, изучив большое количество исторических документов и рукописей, сумел точно установить предполагаемое место захоронения великого поэта. В 1956 году его могила была вскрыта, а знаменитый антрополог М.Герасимов смог восстановить его облик по останкам. В 1958 году, когда отмечалось 1100 летие со дня рождения Рудаки, на месте захоронения поэта в кишлаке Панджруд близ Пенджикента, был воздвигнут мавзолей, превратившийся в место паломничества поклонников и почитателей его таланта всего мира.

По сведениям исторических источников, Рудаки написал очень много. Он автор пяти больших поэм, в том числе таких как «Калила и Димна», «Синбаднаме», «Араис ан-нафаис». Но, к сожалению, из его огромного поэтического наследия, насчитывавшего более 130 тысяч бейтов (двустиший), сохранилось до наших дней не более двух тысяч. Среди сохранившихся стихотворений Рудаки можно назвать касыду «Мать вина» и автобиографическую касыду «О старости». Но даже и то немногое, что сохранилось, свидетельствует о гениальности поэта. Ещё при жизни его называли «Адамом, то есть отцом поэтов», « соловьём Хорасана». Об этом он писал в сохранившейся касыде «О старости»:

 

Увидев как он

чарует стихами

врагов и друзей,

Ты молвил бы:

«Тысячепесенный

К нам прилетел

соловей».

Певцом Хорасана

был он, и это

время прошло.

Песней весь мир

покорил он, и это

время прошло

 

Средневековый историк Абу –л-Фазл – Балами говорил о нём: «Рудаки в своё время был первым среди своих современников в области стихотворства, и ни у арабов, ни у персов нет ему подобного». О силе его таланта свидетельствуют многие легенды. Одна из них, описанная в книге Низами Арузи Самарканди, гласит следующее. Однажды эмир со свитой отправились в дальнее путешествие. Долго ли коротко ли длилось путешествие, история умалчивает, но одним прекрасным утром Рудаки овладела тоска по родине. И тогда, аккомпанируя себе на чанге, он начал петь о садах Бухары. Это была импровизация, но сила её была такова, что вся свита рыдала, а эмир Наср  вскочил на коня и помчался в сторону родного города. Он даже не успел переодеть свои домашние туфли,  и только на втором перегоне обул сапоги».

Рудаки был наставником, воспитателем начинающих поэтов, о чём многие из них вспоминали впоследствии с благодарностью. Он был окружён плеядой таких ярких поэтических талантов как Абу Шукур Балхи, Хусравани, Дакики, Хаким Хаббоз Нишапури, учившихся у него и развивавших его эстетические принципы. Выдающиеся поэты средневековья - Фирдоуси, Хайям, Саади, Хафиз, Руми особое внимание обращали на его творчество и считали себя его учениками. Ещё средневековые учёные характеризовали стиль Рудаки как «простой, но недостижимый». Его стихи читались легко и казались удивительно простыми. Однако, писать так, как писал он, в стиле гениальной простоты, удавалось очень немногим. Поэт 11 века Унсури, «царь поэтов» своего времени, сокрушаясь, о том, что ему не под силу писать газели, подобные газелям Рудаки, определял его стиль как непостижимый в своём мастерстве и называл его «рудакийским», выделявшим его из среды прочих поэтов. Рудаки считается, основоположником персидско - таджикской поэзии, родоначальником поэзии на фарси. Он стал первым в плеяде создателей классической лирики – общего достояния, говорящих на персидском наречии  таджиков, иранцев, афганцев, персоязычных жителей Индии и Пакистана. Итогом его жизни стало и то, что он внёс огромный вклад в разработку едва ли не всех поэтических форм того времени: касыды, газели, рубаи, месневи, служившие образцами при дальнейшем развитии всех этих стихотворных норм в творчестве  поэтов, творивших после него.

На его стихах лежит печать глубокого философского раздумья:

 

Наш мир

Вращается вечно

Природа его

такова,

Таков закон

вселенной:

круговорот

естества.

 

Рудаки первым в поэзии на фарси обратил свой взор на человека, на его нужды и помыслы, цели и предназначения существования:

 

«На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Мир – это море. Плыть желаешь? 

Построй корабль из добрых дел.

 

Человеколюбие и благородство было его второй натурой.  Одна из легенд  повествует о том, что Рудаки в молодости был влюблен в красавицу, рабыню из  Руси по имени Анюша, и что потом он её выкупил, освободил и отправил на родину.

Уже более тысячи лет замечательные  стихи поэта переписываются и передаются из уст в уста. В Таджикистане говорят: «Каждый таджик сегодня, завтра должен говорить как Рудаки, уважать слово. Уважать его как свою мать». И это не пустые слова, потому что язык таджиков за последние века не изменился и люди, как и прежде, читают стихи поэта в оригинале, хотя они и написаны 1200 лет назад. Поэзия Рудаки, ставшая плотью от плоти народа, стала выдающимся явлением мировой культуры. В 2008 году в Таджикистане будет торжественно отмечаться 1150 летний юбилей со дня рождения великого поэта, который явится наглядным свидетельством вечной жизни его наследства в народе.




Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/countries/int/3/8/60.html
Вернуться Дальний Восток Китай Абуль Хасан Рудаки – отец поэтов, соловей Хорасана Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Медитация под комуз
Легенды Алатоо. Высокогорное озеро Сон-Кель - край непуганых птиц и забытых преданий
Вечные леса Арсланбоба
Что означает для мусульман Курбан Байрам и как его празднуют
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как отмечают День детей в Японии
Взгляд с Востока. Как китайцы исследовали территорию Центральной Азии
Счастье в тарелке
В чем прелесть женского кимоно?
Что такое харакири и сэппуку?
Зачем японским коровам пиво, массаж и классическая музыка?
Кто такие «47 преданных ронинов», или Однажды в Японии. Повесть о долге и мести.
Запретный город в Пекине
Японский меч. Каков он был до самураев?
Древний мыслитель и время



 
АНАЛИТИКА КИТАЙ

11.10.2011
Китай как экспортер оружия.
В современных условиях экспорт военной продукции стал важным средством обеспечения национальных интересов, особенно в военно-эко-номической области.

02.09.2011
КНР как импортер оружия.
Сегодня на Западе много пишут не только об экономических успехах КНР, но и о ее растущей активности на рынке вооружений.

24.08.2011
Китайский дракон в центре Евразии и историческая миссия России
Как известно, История способна дать ответы на самые сложные вопросы, стоящие на повестке дня и Современности, и Будущего. Все это справедливо и в случае с историей китайского присутствия в центре Евразии: современной Центральной Азии и смежных пространствах.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100