пятница, 19 января 2018

Чем занимается ОБСЕ в Центрально-Азиатском регионе: вопросов больше чем ответов

Версия для печатиОтправить другу
Иван Сенчин

Справочно

ОБСЕ (англ. OSCE  Organization for Security and Co-operation in Europe,) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 57 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

 

Современные международные отношения включают не только межгосударственные отношения, но и отношения с участием других субъектов, в том числе и международных неправительственных организаций (НПО). Они являются активными участниками международных отношений. Их деятельность в различных областях международного сотрудничества носит как позитивный, так и негативный характер.

В своих публикациях по современной ситуации в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) мы уже затрагивали вопрос о негативной роли ОБСЕ. Попробуем несколько детализировать наш анализ, потому что он вскрывает серьёзную проблему международного уровня и значения.

Сегодня, когда народы Центральной Азии оглядываются назад, к элитам и интеллигенции приходит тяжёлое понимание, что те надежды, которые мы возлагали на западные демократические институции и систему ценностей, были наивными. Они были просто-напросто подростковой реакцией на внезапно обрушившуюся свободу. Элита думала, что именно Запад принесёт стабильность, но этого не произошло.

Крупнейшим и влиятельнейшим носителем демократии западного типа в регионе все эти годы является ОБСЕ, которая считалась гарантом безопасности и стабильности в ЦАР. Но сегодня внимательные наблюдатели и аналитики спрашивают: а зачем вообще нужны в Центральной Азии миссии ОБСЕ? Где заканчиваются пространные рассуждения о демократическом пути для молодых республик региона и начинаются реальные дела? В реальности выясняется, что разговоров меньше не стало, а дела, меж тем, попросту отсутствуют. А иногда присутствуют совершенно не такие, какие мы ожидали от этой авторитетной организации.

В недавней истории было немало фактов, когда говоря о стабильности, на деле сотрудники ОБСЕ занимались банальным раскачиванием лодки. Это привело к тому, что руководство центральноазиатских республик в целом негативно относится к ОБСЕ, так как организация все последние годы предпринимала не только систематический сбор всесторонней информации о конфликтогенных факторах в республиках ЦАР, но и попытки повлиять на внутриполитические конфликты. Это недоверие поддерживается российской стороной.

Руководство Узбекистана, Туркменистана, Кырзызстана в отношении деятельности представительств ОБСЕ занимает сугубо прагматическую позицию: они используют их гранты, выделяемые на поддержку неправительственных организаций, но только для реализации своих государственных программ и проектов.

В Вене должны понимать, что корыстные цели ОБСЕ раскрыты и практически всем во всех странах ЦАР понятна её закулисная сторона деятельности, где есть представительства ОБСЕ. Уже давно никто здесь никаких иллюзий не питает. Просто впоследствии они будут относиться к ней как к банкомату – ещё одному, грубо говоря, халявному, источнику финансирования.

Руководство Узбекистана считает, что основная цель ОБСЕ – сбор данных о существующих межнациональных конфликтах, этнополитический мониторинг, поэтому открытие офиса ОБСЕ в Ташкенте может повлечь за собой наращивание и обострение подобных разногласий.

Никаких шагов в сфере защиты прав человека, свободы СМИ и других красивых лозунгов, которые традиционно пропагандируют во многих странах мира представители ОБСЕ, правительства центральноазиатских республик предпринимать не будут, а будут лишь исправно доить ОБСЕ, насколько это будет возможно.

Республика Узбекистан и другие государства Центральной Азии будут добиваться от ОБСЕ заключения долгосрочных программ. В связи с тем, что ОБСЕ решила сократить финансирование программ в ЦАР и хочет опираться на помощь стран-доноров, азиаты намерены выстраивать диалог в двустороннем равноправном формате, без учёта координирующей роли ОБСЕ.

В контексте изложенного выше важен и ещё один аспект. Нельзя исключать и вполне вероятный, но весьма негативный как для России, так и для государств ЦАР следующий сценарий. Война с ИГИЛ в Сирии и Ираке близится к своему завершению. Однако сами боевики ИГИЛ никуда не делись. Каждый день по телевизору мы видим, как им позволяют выехать с оружием и семьями из районов, которые переходят под контроль правительственных войск Сирии. Далее они переправляются в Афганистан. Чем это грозит странам ЦАР, думаю, все догадываются. Это не только рост напряженности на границах, но будут и попытки дестабилизировать ситуацию в этом регионе в целом. «Коллективный Запад» своими усилиями вблизи России создал уже одну мощную «болевую точку» в лице Украины. Мы помним, какую роль в технологиях подготовки «цветных революций» и майданов играют все эти НПО. Не говоря уже о их роли в период известных событий в Чечне, где они тоже «прославились» целенаправленным разжиганием антироссийских настроений. Поэтому вопрос о возможной роли ОБСЕ в реализации такого рода сценариев, в частности создания нового конфликтного очага – отнюдь не праздный. А то, что подготовка к этому ведётся заблаговременно, тоже всем ясно. Один визит в Кыргызстан в прошлом году госпожи Меркель чего стоит! Где Германия и где Киргизия? Ну далеко не соседи. И как будто никаких более проблем в германцев нет, ни с беженцами, ни с единой Европой, кроме как налаживания отношений со странами ЦАР. Актуально, прямо некуда… Но если предположить, что это конкретные шаги по продуманному плану, тогда всё встаёт на свои места. Поэтому в странах ЦАР нам нужно быть бдительными и внимательными ко всем шагам европейцев в регионе.

Голосов пока нет
 

Новости от Redtram

Loading...