среда, 25 мая 2016

Межэтнические конфликты в Кыргызстане, как следствие неэффективной национальной политики

Версия для печатиОтправить другу
Асанбеков Муканмедий Керезович

Несмотря на периодически вспыхивающие кровавые межэтнические конфликты, Кыргызстану не удается выработать и приступить к реализации адекватной происходящим в общественных отношениях быстрым изменениям, в том числе и изменениям в национальном составе населения, государственной политики в области межнациональных отношений. При каждой смене власти работа в этом направлении заканчивается принятием концепции национальной политики, в которой обозначаются основные её принципы. А понимание того, что должна быть конкретная государственная программа, где были бы представлены механизмы разрешения возникающих проблем и выработанная в этой сфере управленческая практика, до сих пор к нашим высокопоставленным чиновникам не приходит. И это тогда, когда межэтнические конфликты в нашей стране давно стали объектами пристального внимания таких международных организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ПРООН и т. д.[i], ежегодно ими вносятся конкретные предложения по недопущению этих конфликтов и выделяются большие средства. Научно обоснованные рекомендации вносятся и местными, и иностранными научными структурами, авторами десятков защищаемых кандидатских и докторских диссертаций, участниками часто проводящихся в республике международных научных конференций, и т. д.

Между тем, превращение кыргызов в государствообразующую нацию с приобретением страной государственной независимости и смена социально - экономического строя сопровождаются быстрыми изменениями в социально – классовой структуре общества, главным из которых является увеличение численности отдельных этносов в общем составе населения, что объективно приводит к обострению межэтнических противоречий. Ведь изменение численного соотношения этносов в составе населения закономерно ведет к изменению их политического статуса. Иными словами, увеличившиеся в количественном отношении этносы начинают требовать или добиваться политического закрепления своего численного превосходства. Если этот этнос является государствообразующей нацией, он добивается политического доминирования во всех сферах, а компактно проживающие народы - автономии или независимости, чем и объясняется конфликтное протекание данного процесса.

Временами принимавшие открытый, насильственный характер конфликты между этносами (кыргызами и узбеками) Кыргызстана в течение последних 25 лет большей частью связаны именно с таким развитием демографического процесса. Последние 30 лет отмечены быстрым ростом в составе населения республики числа кыргызов и узбеков и резким сокращением русских и других этносов европейского происхождения. Так, если с 1979 года доля кыргызов в составе населения увеличилась с 47.9% до 74.1% в 2013 году, а узбеков - с 12.1% до 16.2%, то доля русских сократилась с 25.9% до 6.9%[ii]. При этом рост доли узбеков в местах их компактного проживания в южных областях республики был еще быстрее. Доля узбеков в эти годы в составе населения южных областей, благодаря высокой их рождаемости и миграции кыргызов в зарубежные страны выросла с 26.2% до 31.9%. И кровавые конфликты между кыргызами и узбеками в 1990 и 2010 годах в основном были вызваны требованиями узбеков автономии вплоть до отделения. А с каждым годом усиливающиеся требования полного перехода во всех сферах деятельности на кыргызский язык и отдельные стычки кыргызов с этносами азиатского происхождения в своей основе являются последствиями той же изменившейся демографической ситуации. Ведь быстрое увеличение кыргызов в составе населения сопровождалось не только сокращением численности русских, украинцев, белорусов и немцев, но и ростом доли этносов азиатского происхождения[iii].

Несмотря на то, что такие быстрые изменения в демографическом составе населения и затянувшийся в обществе кризис вели к все большему обострению противоречий между этносами, политика государства в этой сфере, как и в других, оставалась крайне неэффективной, без четко обозначенных исторических целевых установок. И это в то время, когда государственная независимость, отсутствие компактно проживающих, кроме узбеков, этносов и численное доминирование кыргызов в составе населения позволяли проводить политику, направленную на максимальное сближение народов, на их духовную и культурную интеграцию. Из-за отсутствия необходимых средств государственные структуры, как отмечает заведующая отделом этнической и религиозной политики Аппарата президента Кыргызской Республики Мира Карыбаева, не то, что проводить политику и управлять межнациональными отношениями, не в состоянии даже отслеживать этнические процессы на постоянной основе[iv]. Более того, государственные структуры оказывались неспособными остановить временами вспыхивавшие этнические конфликты. Мирным разрешением этих конфликтов мы скорее обязаны не государственным органам управления, а «различным общественным объединениям, религиозным деятелям и неправительственным организациям»[v]. К сожалению, такая ситуация в проведении политики межнациональных отношений наблюдается практически во всех сферах деятельности людей.

В политической сфере до сих пор не удается обеспечить пропорциональную представленность этносов в структурах государственной власти. Ныне в органах государственной власти более 90% работников являются представителями кыргызской национальности. Это, как показывают результаты социологических исследований, очень беспокоит другие этнические группы, особенно национальности европейского происхождения (54.9% опрошенных славян в этом отношении считают себя ущемленными)[vi]. Не удается сбить и сепаратистское настроение узбеков, проживающих на юге республики, и ремиграционную ориентированность русских, украинцев, белорусов и немцев. Нужна целая государственная программа по преодолению культурной изолированности узбеков и углублению их интегрированности в жизнь страны. Существенные изменения произошли бы и в диаспоральном поведении славян, если бы Кыргызстан быстрее вошел в Таможенный союз. С другой стороны, непредставленность этнических меньшинств в полной мере в структурах власти говорит о том, что они не принимают активного участия в формировании государственных органов управления и в принятии ими решений, касающихся вопросов экономического и социокультурного развития страны. А утверждению взаимопонимания между народами, населяющими республику, мешают занятые государственными структурами, гражданским обществом и религиозными деятелями диаметрально противоположные позиции в вопросах устранения проблем, имеющихся во взаимоотношениях этносов[vii].

В социально-экономической сфере не смогли выработать в рамках государственных приоритетов политику, направленную на реализацию экономических интересов этносов, а именно на создание условий для того, чтобы им было выгодно заниматься традиционным видом хозяйства и развития торговых связей со странами, являющимися их исторической родиной. В этом отношении одной из главных причин роста сепаратистского настроя у узбеков является отсутствие свободного доступа к рынку Узбекистана. Они теряют большую часть своих доходов[viii]. Также, если бы своевременно были приняты нужные меры, направленные на использование кадрового потенциала славянских народов, мы не столкнулись бы с таким небывалым сокращением промышленного производства и падением экономики, их массовым отъездом на свою историческую родину. Кроме того, осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных районах, особенно в южных областях, сняло бы многие межэтнические проблемы, которые появились с переселением кыргызов в села Чуйской области (в год население области за счет миграции увеличивается на 2500 человек)[ix]. Интегрирование приезжающих в местные полиэтничные сообщества происходит очень болезненно, вызывая иногда межнациональные конфликты.

В сфере культуры большой урон духовному единению народов Кыргызстана наносят неудержимое распространение среди населения ненаучных взглядов на историю и культуру страны, а также политизация религии. К сожалению, эти проблемы в годы постсоветского существования ни разу не становились объектом национальной политики, заботой соответствующих государственных структур. Ведь преувеличение роли одного народа в истории развития государственности, возвеличивание его этнических качеств без широкого показа заслуг других народов не может привести к формированию общекыргызского патриотизма и согласию людей. Точно также, реальной интеграции культур можно добиться не навязыванием одной культуры другим, а вовлечением всех культур в общий процесс обновления общественных отношений. Только поощрение тяги людей к изучению и освоению культур других совместно проживающих народов и культивирование лучших национальных традиций позволит нам преодолеть взаимное недоверие и отчужденность. Всяческую поддержку и поощрение должны получать межнациональные браки[x], не только со стороны государства, но и со стороны общества, как на юге республики. Сейчас у нас межнациональных браков заключается меньше, чем в советское время. Если в 1980 годы 15% всех заключенных браков были межнациональными, то в 2010 годы они составляли только 12.2%.

Очень серьезного подхода требует и развитие кыргызского языка как общегосударственного. От того, как будет реализовываться данная задача, зависит будущее существование Кыргызстана как многонационального государства. В этом плане работу нужно направить на расширение функций и коммуникативных возможностей кыргызского языка, при этом законодательно закрепляя зависимость социального преуспевания гражданина от его знания государственного языка. А сохранение статуса русского языка и создание условий для развития других языков поможет безболезненно реализоваться кыргызскому языку как государственному.

За постсоветское время государство не смогло упорядочить свое отношение к религии и обозначить её в качестве важнейшего объекта национальной политики. И это притом, когда невозможно добиться интеграции культур без жесткого регулирования межрелигиозных отношений. Все действия государства, наоборот, направлены на политизацию религий, что может привести к межконфессиональным конфликтам или к захвату государственной власти представителями духовенства. В этом смысле, общественная ситуация была бы более стабильной, если бы власть в свое время оказала поддержку традиционным религиям в их противостоянии религиозному экстремизму и стараниям не допустить проникновение нетрадиционных (тоталитарных) религий в нашу страну. И к тому же в настоящее время, когда у государства недостаточно средств, трудно найти такую силу, как религия, способную защитить граждан от негативного влияния массовой культуры. Религия по своей природе выступает средством усмирения животных качеств человека, а современная массовая культура развивается, напротив, до предела обнажая их.

В ещё одну ключевую проблему национальной политики превращается защита прав соотечественников, выехавших в зарубежные страны на заработки. Таких сейчас насчитывается около 1 млн. человек и среди них люди некыргызских национальностей составляют более 20%. Многие из них нуждаются в поддержке своего государства. Сейчас не бывает ни дня, когда не приходило бы сообщение о том, что в России, Казахстане или в ещё какой-нибудь стране не были бы нарушены права мигрантов из Кыргызстана. Конкретная помощь каждому пострадавшему мигранту независимо от его национальной принадлежности способствовала бы не только формированию в мигрантах чувства патриотизма, но и духовному единению народов Кыргызстана.

В конечном итоге мы можем сказать, что у Кыргызстана адекватной современным вызовам национальной политики не существует, и поэтому на его территории периодически вспыхивают межэтнические конфликты. Национальная политика, обеспечивающая равенство прав всех народов, единство правовой системы на всей территории страны и устанавливающая единые общенациональные культурные стандарты образования, воспитания и поведения[xi], все ещё впереди.

Литература

 


[i] Иващенко Е. Национальная политика в Кыргызстане. От братских народов к враждующим племенам. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1327902120

[ii] Численность постоянного населения Кыргызской Республики…. http://www.stat.kg/

[iii] Перепись населения Киргизии 2009 года. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%...

[iv] Барышев А, Аскаров С. Межэтническая политика должна быть не мифом, а реальностью. http://www.region.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=655:20...

[v]  Асанбеков М. К. Кыргызстан превращается в государство, неспособное проводить собственную военную политику. http://easttime.ru/analytics/kyrgyzstan/kyrgyzstan-prevrashchaetsya-v-go...

[vi] Элебаева А. Б., Омуралиев Н. А. Межэтнические отношения в Кыргызстане: динамика и тенденции развития. http://www.ca-c.org/journal/15-1998/st_07_elebaeva.shtml

[vii] Авдеева Е. Кыргызская нацкомиссия нашла виновников ошской трагедии. Это узбеки и журналисты. http://www.paruskg.info/2010/08/18/30685

[viii] Суюнбаев М. Внешняя политика Кыргызстана. Кыргызско-узбекские отношения. http://open.kg/blog/?p=211

[ix] Салморбекова Р. Б. Социальная напряженность в современном Кыргызстане. http://src.auca.kg/pdf/F_Salmorbekova.pdf

[x] Жителей юга Кыргызстана премируют за межнациональные браки. http://www.aloqada.com/Video/Show/Video_5016

[xi] Разумовская Н. Д. Национальная политика России. http://sovet-naroda.ru/novosti-komitetov/372-nacionalnaj                                                                                                                                 

 

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (2 votes)

Комментарии

Межэтнические конфликты в Кыргызстане

Решением могло бы стать внедрение предмета культуры народов и религиозной принадлежности в средние и высшие учебные заведения, что воспитывало бы терпимость к другим людям.

Мне кажется конфликты будут

Мне кажется конфликты будут всегда, если над людьми нет силы, как Сталина например. Ведь раньше мы не разделялись по нациям, все считались советскими людьми, а сейчас нас разделили

Следствие неэффективной национальной политики

Да, пока каждый суслик агроном - спокойствия в стране не будет, так как найдутся те, которые используют рознь для своих целей.

Все лозунги о правах

Все лозунги о правах государствообразующей нации приводят к тому, что люди уже на бытовом уровне начинают конфликтовать на национальной почве. И если исторически сложилось, что Кыргызстан стал родиной для многих народов, зачем сейчас постоянно поднимать вопрос о коренной нации? Хотите, чтобы все разъехались? Скоро так и будет, уже уезжают даже те, кому совсем некуда ехать, говоря, что хуже, чем здесь, нигде не будет.

Межэтнические конфликты в Кыргызстане

Именно так, заботясь о благе только одной нации - нельзя добиться блага всего общества, поэтому стоило вводить не национальную политику, а гражданскую.

Все эти концепции пишутся для

Все эти концепции пишутся для галочки, что мол вот, поработали. Но до тех пор, пока правительство серьезно занимается лишь набиванием собственных карманов на пять поколений вперед, вопросы межнациональной политики, а вернее, её отсутствия, будут оставаться острыми и актуальными. Увы.

Следствие неэффективной национальной политики

Это действительно так, однако в бесконечных жалобах и в поиске крайних - тоже нет толка, лучше стремится к собственному процветанию.

А где хорошо?

А у какой из постсоветских республик на сегодняшний день существует адекватная национальная политика? Концепцию разработать и принять не так сложно, как потом воплотить ее в жизнь. Поэтому, вместо сложной работы по внедрению разработок уже существующих, проще сделать видимость проведения работы и оставить самое сложное на тех, кто придет в следующем правительстве. И так раз за разом.

Следствие неэффективной национальной политики

Хотелось бы - что бы все проблемы были только в этом, однако ситуация иная, когда приходит следующий управленческий корпус - он рушит все достижения предыдущего и история повторяется вновь.

Но, у них даже видимость

Но, у них даже видимость какая-то несерьезная. От коренного населения там практически ничего и не осталось, поэтому нужно думать о благе всего народа, а не об межэтнических вопросах. И да, правительство обязано заботиться о своих гражданах даже тогда, когда они на заработках, но здесь получается все по другому. Все кто хочет и может ущемляют их права, а государство не встает на их защиту. Так о чем тогда может идти разговор. Нужно сначала вылечить голову государства, потом будет порядок.

Следствие неэффективной национальной политики

В этом и ответ, политика не должна быть национальной и содержать действия, которые направлены на благо лишь какой то одной нации или этноса, она должна быть межнациональной и межэтнической.

 

Новости от Redtram

Loading...