пятница, 19 января 2018

Идеи Абу Ханифа как мировоззренческая основа умеренного ислама

Версия для печатиОтправить другу
Асанбеков Муканмедий Керезович

При рассмотрении второго компонента объекта нашего научного анализа, обозначаемого понятием «умеренный ислам», необходимо, также как и при раскрытии особенностей его первого компонента, делать акцент на те мировоззренческие стороны ханафизма, которые обосновывают или концептуально предопределяют наблюдаемое политическое поведение этой умеренной части ислама. Ранее в качестве таковых сторон ханафизма как мировоззренческой базы умеренного ислама нами были выделены: детальная разработанность в нем практически всех вопросов, касающихся шариата; обоснованность того, что в мировоззренческих вопросах, не ограничиваясь только божественными откровениями, следует опираться на собственный опыт и разум. К ним мы добавили: признание свободы выбора человека, требование толерантно относиться к другим точкам зрения и религиям, а при толковании Корана исходить из разработанных в богословии и философии универсальных технологий, содержащихся в таких источниках, как кыяс, иджма, орф и истихсан. Собственно, сутью нашего исследования и является выяснение того, как и каким образом, через какие механизмы эти мировоззренческие постулаты ханафизма влияют на политическое поведение мусульманских религиозных организаций и верующих. Ведь религиозные организации, придерживающиеся ислама ханафитского толка, отличаются тем, что сосредоточиваются только на религиозной деятельности и избегают прямого вовлечения себя в политические процессы.

Прежде чем приступить к рассмотрению каждой из названных сторон ханафизма как мировоззренческого течения или определенного способа толкования Корана и Сунны, следует отметить, что ханафизм как учение окончательно оформился в работах четырех учеников великого имама Абу Ханифа – Абу Юсуфа, Абдуллаха Бин Мубарака Аль-Марваза, Мухаммада аш-Шайбани и Абу-Мансура Матуриди. Заслуга каждого из них в развитии идей, обосновывающих политическое поведение ханафитов, огромная. К примеру, Мухаммад аш-Шайбани, учитывая важность признания свободы выбора человека не только в том, чтобы занимать активную жизненную позицию и нести ответственность за свои поступки, но и в распространении ислама, детально раскрывает общественную природу личности. Другой ученик – Абу-Мансур Матуриди, используя неисчислимое количество фактов и источников, выводит в качестве важного требование того, что в мировоззренческих вопросах человек, не ограничиваясь божественными откровениями, должен опираться на собственный опыт и разум. Словом, в работах учеников Абу Ханифа получили дальнейшее развитие его идеи, настраивающие человека только на веру и блокирующие разные доктринальные установки, направленные на манипулирование его сознанием.

Действительно, оценивая, какой вклад внесли эти великие ученые-богословы со своим учителем Абу Ханифом в развитие и расширение ислама как религии, дополнительно убеждаешься в правоте утверждения ученых-исламоведов о том, что главным отличием ханафизма от других мазхабов является детальная разработанность в нем всех вопросов, касающихся шариата. Если в трудах Абу Ханифа «Аль-Васыя»i и «Аль-Фикх аль-Акбар»ii на основе большей частью собранных им самим материалов дается разъяснение вопросам шариата и способам идтжихада, то в работах его учеников Абу Юсуфа, Абдуллаха Бин Мубарака Аль-Марваза, Мухаммада аш-Шайбани, Абу-Мансура Матуриди скрупулезно раскрываются вопросы, связанные с разъяснениями положений фикха и хадисов. Так, Абу Юсуф посвятил основам фикха 12 книг: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Буйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра», «Китаб-уль-Харадж». Этим же вопросам, а также хадисам посвящены такие книги Абдуллаха бин Мубарака, как «Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик», «Китаб-уль-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх». Из 99 книг, написанных другим учеником Абу Ханифа –Мухаммадом ащ-Шайбани, выделяются основательностью и логической выверенностью 6 следующих работ: «Захиру-р-риваййа», «Мабсют», «Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир»iii. А такие книги Абу-Мансура Матуриди, как «Кита бат-Таухид», «Рад аваиль аль-адиля ли аль-Каиби», «Баян вахм аль-му Тазиля», «Та вилят аль-Куран», посвящены «защите верных суннитских убеждений от искажений различных сект»iv.

Детальная разработанность вопросов, касающихся шариата, во-первых, не оставляет места тем силам, которые в своих политических целях хотели бы, искажая отдельные его положения, использовать ислам как идеологию. Во-вторых, ставится заслон тем, кто, по-своему интерпретируя положения Корана и Сунны, в которых обосновывается важность активной позиции человека в общественной жизни, хотел бы вовлечь религиозные организации и верующих в политические процессы. Другими словами, знание детально разработанных, учитывающих как можно большее количество возможных способов искажения положений Корана и Сунны, помогает и религиозным служителям, и просто верующим аргументировано давать отпор всяким попыткам обработать их идейноv, причем используя их же веру. Всесторонняя обоснованность того, что спасение человека и преодоление кризиса в обществе возможно только при духовном самоочищении людей, которое дается при молитвенном обращении к Аллаху, а не при изменении властных отношений в обществе, защищает верующих и религиозные организации от вовлечения их в политические процессы. И эти, говоря по-современному, защитные механизмы были выработаны во времена правления Халифа Мамуна (813–833), который в ходе борьбы за власть пытался использовать в своих интересах учение Мутазалитов, построенное на искажении положений Корана и Сунны, а также широко распространенных в халифате материалистических идеях древнегреческих философов.

Ключевым с точки зрения сохранения ислама как религии, защищаемой стороной ханафитского учения от использования ее как идеологии, является и то, что человек в мировоззренческих вопросах может опираться на собственный разум и опыт, не ограничиваясь божественными откровениями. Во-первых, это исключает догматическое восприятие или токование положений исламаvi; во-вторых, при таком осмыслении религиозных утверждений они не могут превратиться в идеологические штампы, в какие-либо жесткие установки; в-третьих, человек принимает ислам не только сердцем, но и разумом, сопоставляя религиозные аксиомы и абстракции со своей жизненной практикой. Соответственно, при таком осмыслении ислам как религиозное мировоззрение достается человеку полностью в его собственном восприятии, без навязывания извне, а значит, не может стать или быть для него идеологией. Весь вопрос в том, придерживаются ли религиозные деятели при распространении ислама или разъяснении его мировоззренческих положений этого весьма важного принципа и говорят ли они людям о нем. Самое главное, осмыслено ли это положение ханафизма, за выдвижение которого сам Абу Ханиф был посажен в тюрьму и там умер.

Из этого выдвинутого Абу Ханифом религиозно-мировоззренческого положения исходит другое его доктринальное требование – о толерантном и терпимом отношении к другим точкам зрения и религиям, являющееся в нашем исследовании одной из важных сторон ханафизмаvii как мировоззренческой основы умеренного ислама. Поскольку это требование глубоко религиозно-философски обосновано (сформулировано на основных положениях Корана и Сунны), оно легко воспринимается человеком, воспитывает в верующих терпимое отношение к людям, имеющим другие точки зрения, и представителям других религий, помогает им мирно взаимодействовать, находить верные решения в различных жизненных ситуациях. Соответственно, это важнейшее требование, ставя заслон радикализации верующих и религиозных организаций, создает условия для мирного сосуществования людей разных убеждений и разных религиозных организаций, обеспечивает стабильность в обществе. Как видим, это требование ханафизма, как и предыдущее его положение, направлено против использования ислама в чьих-то политических интересах.

Еще одним фундаментальным отличием ханафизма как мировоззренческой основы умеренного ислама является вполне обоснованное признание свободы выбора человека и глубокое понимание того, что Аллах претворяет в жизнь только то, что сделает сам человекviii. Важность этого положения ханафизма, с точки зрения целей нашего исследования, помимо того, что оно настраивает человека на активную жизнь и несение личной ответственности за совершенные поступки, заключается в том, что выбор поступить так или иначе должен исходить от него самого. Но не от призывов и убеждений извне, пусть даже связанных с именем Пророка. Осознание этого ограждает человека от отрицательного, с использованием религии воздействия на него. Удерживает его от радикализации своих убеждений, а значит, и от радикализации позиций религиозной организации в целом.

Об этих трех последних ключевых постулатах ханафизма можно сказать, что они делают ислам как религию демократичной, а религиозные организации, исповедующие ислам данного толка, демократически организованными, и это действительно так. Следует также заметить, что эти постулаты делают верующего свободным, защищают от использования его кем бы то ни было – будь то политическая сила, служители мечети или религиозная секта – против него же самого, его веры, ибо оставляют ему, как говорил великий мусульманин Абу Ханиф, неизменными только молитву и поклонение Аллахуix. Иными словами, эти кратко описанные нами постулаты ханафизма не допускают превращения ислама в идеологию, ограждают религиозные организации от вовлечения в политические процессы. В процессы, не связанные с выполняемыми исламом как религией функциями в обществе.

Другой стороной ханафизма, которая позволяет сохраняться исламу как религии, не превращаясь в идеологию, является то, что представленные в правовых предписаниях Абу Ханифа разъяснения исламских постулатов основаны, как мы сформулировали выше, на универсальных технологиях обоснования своих убеждений положениями Корана, разработанных в то время в богословии и философии. Ибо такие источники мусульманского права, как кыяс, иджма, орф и истихсан, на которых основываются правовые предписания Абу Ханифа, по сути, являются научными методами обоснования утверждений, приложенные в то далекое время к способам разъяснения положений Корана. Эти источники можно сравнить с такими современными научными способами объяснения проблемы, как: по аналогии (кыяс); использование имеющихся в науке методов (иджма); опираясь на ранее доказанные в науке положения (орф); с точки зрения здравого смысла (истихсан).

Иначе говоря, названные источники обеспечивают правовым предписаниям Абу Ханифа подлинную религиозность, так как представляют собой строгие, логически выверенные и всесторонне разработанные в самой религии правила толкования Корана. Дело в том, что при толковании положений Корана и Сунны они не допускают изменений их религиозной сущности в чьих-то интересах – а направлены на укрепление в человеке веры в Аллаха, ибо в них все суждения остаются в рамках одной цельной концепции верования. Концепции, которая сосредоточена на признании Аллаха создателем всего сущего, а смыслом существования человека в этом мире является постижение им божьего замысла, что возможно только через молитвы и ведение праведной жизни.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что именно доктринальные постулаты и способы толкования Корана и Сунны, выработанные в ханафизме, способствуют тому, что религиозные организации, исповедующие ислам этого толка, занимают в обществе умеренную политическую позицию, служат мировоззренческой базой, концептуально обосновывающей умеренное политическое поведение мусульманских религиозных организаций. И основным механизмом, посредством которого доктринальные постулаты и способы толкования Корана и Сунны, выработанные в ханафизме, влияют на политическое поведение верующих и религиозных организаций, выступает свобода, предоставляемая человеку в практиковании им своей веры. Свободное осмысление положений Корана и Сунны и свободное принятие их за веру является сутью учения Абу Ханифаx. Вот почему ханафизм как течение ислама своими способами формирования мировоззрения и выдвинутыми мировоззренческими утверждениями не дает мусульманским религиозным организациям, исповедующим ислам в его вариации, втянуться в политические процессы, а самой религии превратиться в идеологию крайне радикализованных политических сил.

Литература:

i. Книга имама Абу Ханифы «Аль-Васыя» с комментарием (09.08.2012) // URL: http://darulfikr.ru/story/aqydah/al-wasiya

ii. Книга имама Абу Ханифы «Аль-Фикх аль-Акбар» // URL: http://minbar.kz/islam/blog/id/465.html

iii. Формирование ханафитского мазхаба: историография ханафитского мазхаба // URL: http://studbooks.net/923725/filosofiya/formirovanie_hanafitskogo_mazhaba

iv. Имам Абу Мансур аль-Матуриди: Биография и научное наследие // URL: http://minbar.kz/islam/blog/id/5756.html

v. Обидов Д. С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права (мавераннахрское течение): Автореф. дис. … канд. юр. наук // URL: http://lawtheses.com/hanafitskaya-pravovaya-shkola-i-ee-znachenie-v-sunn...

vi. Азизов Р. А. Теология раннего ханафизма: Автореф. дис. … канд. филос. наук // URL: http://pandia.ru/text/79/193/65038.php

vii. Ахметов С. 7 причин почему ханафитский мазхаб самый распространенный (17.03.2016) // URL: http://www.infoislam.ru/stuff/religija/voprosy_fikkha/7_prichin_pochemu_...

viii. Формирование ханафитского мазхаба: историография ханафитского мазхаба // URL: http://studbooks.net/923725/filosofiya/formirovanie_hanafitskogo_mazhaba

ix. Ханафитские ученые о тавхиде и важности призыва к нему (8 ноября 2012) // URL: https://bibliotekaislama.wordpress.com/2012/11/08/

x. Мухетдинов Д., Хайретдинов Д. Абу-Ханифа – аль-Имам аль-Азам (21.09.2011) // URL: http://www.islamsng.com/sng/faces/2823

 

Голосов пока нет
 

Новости от Redtram

Loading...