ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Зимой картофель опасен для здоровья
Как справиться с болью
Заесть стресс. Диета от депрессии
Обычаи и обряды киргизского народа
Образные представления о женщинах Центральной Азии и иных восточных западных культур
Каньон «Сказка» в сердце Пестрых гор

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество
19.06.2007
Автор: Усубалиев Эсен, к.и.н., эксперт ИСАП.
Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество

13 марта 2007 г., в ходе четырехдневного визита премьер-министра Австралии Джона Говарда в Японию, состоялось подписание совместной декларации о сотрудничестве в области безопасности, направленной на укрепление военных связей между двумя странами. Впервые за последние 50 лет в азиатско-тихоокеанском регионе было подписано столь всеобъемлющее соглашение без привлечения США. Впрочем, это не означает какого-либо пересмотра отношений к главному союзнику в регионе и созданной США системе безопасности в АТР, а указывает на ее дальнейшую трансформацию в соответствии с изменением характера угроз безопасности.

Становится очевидным, что Австралия стремится найти способы увеличения своего влияния в Азии, не только активизируя экономические связи, но и принимая участие в организации новых форм безопасности в регионе. Для Японии же это второй двусторонний договор безопасности в АТР. Как известно, японо-американский альянс до сих пор выполняет функции краеугольного камня безопасности и обороны страны. Появление нового соглашения в этой сфере будет содействовать более тесным союзническим отношениям между странами и отвечать интересам создания общего пространства безопасности и стабильности в регионе.

Детальный анализ заключенного соглашения[i] позволяет говорить о весьма широком спектре охватываемых областей сотрудничества в области безопасности, которое акцентирует свое внимание на нескольких ключевых аспектах выстраиваемой структуры безопасности в регионе.

В первую очередь важно отметить, что совместная декларация впервые официально объявляет о существовании всестороннего сотрудничества в области безопасности между Японией и Австралией. Но и без этого, двусторонние отношения между странами уже включали сотрудничество между разведывательными учреждениями и обмен информацией, взаимодействие в области охраны морских границ, регулярный обмен специалистов и проведение совместных учений, меры по противодействию терроризму, а также участие в руководимых США военных операциях. Официальное признание этих сфер сотрудничества, которые на деле уже давно и успешно осуществлялись, может указывать на готовность Японии и Австралии перейти на новый, более высокий уровень военного взаимодействия в будущем.

Другой важный аспект декларации заключается в «признании общих стратегических интересов и взаимных выгод в области безопасности, исходящих из союзнических отношений с США», а также выражается в «намерении и впредь укреплять трехстороннее сотрудничество». По сути, оформление отношений между Японией и Австралией в рамках совместной декларации, знаменует поворотный момент в формировании системы безопасности в Азии.

Напомним, что ранее подходы к обеспечению безопасности в АТР исходили из существования советской угрозы и основывались на множестве двусторонних военных договоров, в каждом из которых США выполняли центральную роль. Теперь же, есть все основания говорить о переходе к многосторонним формам организации системы безопасности в АТР, с сохранением лидирующих позиций США, но в современных условиях, нацеленной на нейтрализацию влияния и угроз со стороны КНР.

Что характерно, обеспокоенность растущим военным потенциалом Китая не нашла прямого отражения в тексте декларации. И это вполне объяснимо, так как стороны не хотят прямой и официальной увязки укрепляющегося сотрудничества с угрозой со стороны КНР. Еще до начала официального визита Дж. Говарада, министр иностранных дел Австралии А. Даунер дал интервью японской газете «Ёмиури Синбун», в котором исключил возможность того, что активизация двустороннего взаимодействия в сфере безопасности может отрицательно повлиять на отношения с Китаем. В частности, он заявил, - «Декларация не направлена против Китая, ее необходимо воспринимать исключительно в контексте двусторонних отношений с Японией»[ii].

Между тем, очевидно, что упоминание в декларации Северной Кореи и связанной с ней проблематики, имеет двойное предназначение – это не только признание реальной угрозы режиму безопасности в Азии, но еще и удобное прикрытие антикитайского характера создаваемой системы.

В целом можно добавить, что Япония и Австралия испытывают двойственные чувства, по отношению к Китаю. С одной стороны, они заинтересованы в получении собственных выгод от экономического роста Китая, а с другой стороны, еще не решили, воспринимать ли всерьез опасения по поводу возможной военной угрозы со стороны Китая в регионе.

Следующим важным аспектом, который вытекает из подписанной декларации, является ускоряющаяся милитаризация внешней политики Японии и Австралии. Япония ранее пересмотрела свою позицию по вопросу применения силы, по сути, отказавшись от старого принципа «сугубо оборонительной обороны» и объявив о своем праве нанесения упреждающего удара в случае угрозы безопасности и приобретения необходимых средств наступательного характера. Япония уже располагает силами особого назначения, группировкой разведывательных спутников, собственной противоракетной обороной и все это на фоне продолжающейся реформы вооруженных сил.

Совместная декларация также расширяет возможности правительства Австралии по использованию военной силы, подкрепляя ее позиции как одного из ведущих региональных «жандармов» под патронатом США. Однако Австралия укрепляет свое положение не только за счет тесного сотрудничества с Японией в этой сфере. В прошлом году Австралия подписала идентичную декларацию по безопасности с Индонезией, которая в свою очередь, уже объявляла о намерении развивать тесное сотрудничество с Японией в этой области. В этой связи, пресс-секретарь министерства обороны Индонезии отметил что, - «Япония оказывает существенное влияние на стабилизацию ситуации в регионе, наряду с феноменальным ростом экономик Китая и Индии»[iii].

В этом контексте можно ожидать открытие новых баз Японии на территории Австралии, подобной разведывательной станции космического наблюдения в Лэндсдэйле. К примеру, США также планируют использовать Австралию для этих целей. В феврале 2007 г. военное командование США объявило о намерении построить в г. Геральдтон станцию слежения за спутниками, которая будет передавать развединформацию группировке войск США на Ближнем Востоке и в Азии.

Не приходится и говорить, что уже давно отработанные сферы взаимодействия между Японией и Австралией в таких областях как охрана морских границ, проведение совместных учений, сотрудничество оборонных и космических ведомств получат новый импульс. Важно подчеркнуть, что более чем 30-летнее военное сотрудничество между Японией и Австралией, которое все это время особо не афишировалось в прессе и впервые получило официальное признание в Декларации, имеет потенциал для дальнейшего более тесного взаимодействия двух стран. И не исключено, что возможно это окажет влияние на характер отношений этих стран, могущий приобрети черты полноценного военного альянса равноправных партнеров в рамках объединенной США системы безопасности в АТР.

Можно быть уверенным, что заключенный между странами договор, который естественным образом входит в американскую систему безопасности, означает для Китая, что США всерьез обеспокоены его будущим статусом мировой державы, а эти меры направлены на создание пояса союзных США стран, способных коллективно противостоять растущему влиянию КНР.

В целом, развитие ситуации указывает на начало процесса оформления новой многосторонней системы безопасности в АТР, которая будет представлять собой подобие Шанхайской Организации Сотрудничества, но с упором на развитие военных аспектов сотрудничества. И США выступают в качестве главного ориентира и опоры этой группы стран. Между тем есть все основания полагать, что повышение уровня военного сотрудничества и дальнейшее укрепление взаимодействия в сфере безопасности, должно в скором времени привести к официальному закреплению новой военно-политической структуры в этой части Азии


[i] Australian Government, Department of Foreign Affairs and Trade.

http://www.dfat.gov.au/geo/japan/aus_jap_security_dec.html

[ii] Australian PM begins Japan visit. 2007/03/11. BBC NEWS: http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/asia-pacific/6439103.stm

[iii] RI, Japan to Increase Defence Co-operation, Jakarta Post http://www.thejakartapost.com/detailgeneral.asp?fileid=20070312181941&irec=18>. 2007-03-13.

Источник: ИСАП

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/4/232.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Новая архитектура безопасности в АТР: Япония и Австралия укрепляют сотрудничество Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Отношение к исламу: Япония может сыграть свою роль в предотвращении «столкновения цивилизаций»
Х.Зарифи: Таджикистан не меняет акцентов во внешней политике
Таджикистан пытается изменить своим традиционным союзническим отношениям в Центральной Азии
Президентские выборы на Тайване: некоторые особенности политической ситуации на острове

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100