ВОДА НЕ ПРОСТО РЕСУРС …
Вода не просто ресурс …

По оценкам экологов и ученых, на сегодняшний день на Земле из всех имеющихся водных ресурсов пригодно для употребления в качестве питьевой воды не более 2,5%, которые к тому же распределены крайне неравномерно.

АФГАНИСТАН - ЗАПАДНЯ ДЛЯ БАРАКА?
Афганистан - западня для Барака?

Избрание Барака Обамы в качестве президента США многие, как в самих США, так и за его пределами связывали с надеждами на качественное изменение внешнеполитического курса Вашингтона.

К 2020 ГОДУ КИТАЙ СТАНЕТ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ ГОСУДАРСТВОМ МИРА
К 2020 году Китай станет самым могущественным государством мира

Смена мировых лидеров - явление нередкое даже в новейшей истории. В XIX столетии бесспорной "владычицей морей" была Британия. В ХХ веке роль первой скрипки в глобальном оркестре перешла к Соединенным Штатам Америки.

Центральная Азия Средний Восток Дальний Восток
Блог ЧИТАЙ И ПИШИ
СПРАВОЧНИК
География КЫРГЫЗСТАНА
Государственный и Политический строй КЫРГЫЗСТАНА
Экономика КЫРГЫЗСТАНА
Общество и Культура КЫРГЫЗСТАНА
История КЫРГЫЗСТАНА
Руководители КЫРГЫЗСТАНА (1922-2000)
Киргизская ССР ( данные БСЭ)
КЫРГЫЗСТАН ( данные ЦРУ)

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Лянгар - пристань Ноева ковчега в горах под Самаркандом?
Творог творит здоровье
Заесть стресс. Диета от депрессии
Немец о кыргызах.
Как справиться с болью
Великий шелковый путь сегодня: приключения дальнобойщиков на кыргызской земле. (Часть II)

Перейти на новую версию сайта

АНАЛИТИКА КЫРГЫЗСТАН
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

Необходим отказ от либерального подхода к религии
05.01.2012
Автор: Роман Вейцель
Необходим отказ от либерального подхода к религии

Необходим отказ от либерального подхода к религии – такое мнение высказала эксперт по религиозным вопросам, декан теологического факультета одного из бишкекских вузов, зампредседателя Общественного наблюдательного совета при Госкомиссии по делам религий Назира Курбанова. Данное высказывание прозвучало на круглом столе, посвящённом вопросам религии и свободы совести, который состоялся 30 ноября 2011 г. в столице Кыргызстана. Она аргументирует свою позицию тем, что использование принципа отделения государства от религии в течение 20 лет не только способствовало установлению демократических институтов управления, но и возникновению комплекса проблем в религиозной сфере, с которыми сегодня приходится бороться. Это и рост религиозного экстремизма, и прозелитизм, и активная деятельность различного рода сект и малых деноминаций и др. Назира Курбанова считает необходимым пересмотр религиозной политики в Кыргызстане и переход от крайне либеральной, свободной модели взаимодействия государства и религиозных организаций к построению кооперационной модели. Последняя предполагает, что властные институты выделяют в качестве базовых традиционные, устоявшиеся веками на данной территории религиозные направления, активная работа с которыми становится частью государственной политики. В такого рода отношениях власть поддерживает традиционные стабильные конфессии, а те в свою очередь оказывают помощь государству в борьбе с религиозным экстремизмом, сектами, прозелитизмом, который иначе можно назвать размыванием устоявшейся веками религиозной палитры государства. Ни одна из сторон на сегодняшний день не способна в одиночку противостоять общим угрозам.

Затронула Назира Курбанова и вопрос религиозного образования. Она отметила, что многие страны СНГ опередили Кыргызстан в плане развития духовных образовательных институтов, коими являются религиозные вузы и медресе. В частности, она заявила, что степень материально-технической оснащённости исламских институтов и медресе в республике не идёт ни в какое сравнение с условиями работы в российских религиозных учебных заведениях. По степени представленности официального ислама в сети интернет, выпуску специальной религиозной литературы, историческим и востоковедческим исследованиям, работе по трудоустройству выпускников республика также значительно уступает целому ряду стран Содружества. И самое главное – работа в этом направлении среди местных духовных лидеров ведётся крайне слабо. Более того декан теологического факультета отметила слабую заинтересованность и духовных структур и государственных органов в работе по практическому исправлению сложившейся ситуации. О решении проблем очень часто говорится, но реальных дел мало. В частности, она привела пример разработанных кыргызстанскими экспертами совместно с Фондом «Евразия» проектов по выработке единых стандартов исламского образования, по внедрению уроков религии в школы и дошкольные учебные заведения и др. Но все эти нужные проекты до сего дня «лежат мёртвым грузом» и ни у кого нет заинтересованности их реализовывать. Другим примером нежелания работать над улучшением качества своей работы является отказ ряда руководителей религиозных учебных заведений лицензировать свою деятельность через официальные органы. А ведь государственная аттестация потребует ввода в программы обучения религиозных групп предметов светского профиля, что сделает выпускников местных учебных заведений конкурентоспособными перед их коллегами из исламских учебных заведений Египта, Саудовской Аравии и Пакистана, а самое главное – выпускник медресе, имея на руках аттестат о среднем образовании, может поступить в обычные в технические и иные высшие учебные заведения страны. Отметила декан теологического факультета и слабую заинтересованность государственных и духовных структур реальными проектами по исправлению сегодняшней трудной ситуации. О проблемах и необходимости их решения много говорят, но вот реальных дел пока мало.

Другим ярким выступлением на круглом столе по религиозным вопросам стал доклад главного специалиста южного регионального отдела Госкомиссии по делам религий Каныбека Маматалиева. Он отметил, что в настоящий момент идёт работа по выработке нового закона о религии, хотя последние изменения в закон были внесены менее года назад. Также он выразил обеспокоенность, что со временем в республике будут вынуждены поднять вопрос об этноконфессиональных отношениях. Сейчас эта тема, в силу политкорректности, затушёвывается и её пытаются не поднимать, но есть определённые тенденции, которые говорят о том, что этот фактор вскоре станет весьма актуальным.

Помимо этого Каныбек Маматалиев выделил проблему создания в республике т.н. «синтезированных» религиозных течений. Среди таковых он назвал «Отан Осад», «Ата Насааты» и др. Главная их отличительная черта – это объединение в определённую целостность ислама, тенгрианства и манасизма. Разобраться в такой «религии» человеку очень трудно, в результате чего он теряет мировоззренческие ориентиры и им легко управлять. Главный специалист отметил также слабую работу как государственных органов, так и ДУМ Кыргызстана по борьбе с такими новыми религиозными группами.

Перейдя к теме исламского образования Каныбек Маматалиев отметил крайние антисанитарные условия, в которых занимаются воспитанники во многих медресе республики. Он наглядно продемонстрировал с помощью слайд-шоу фото некоторых учебных заведений, которые находятся в удручающем состоянии. Он считает, что для того чтобы решить данную проблему, каждое медресе должно пройти государственное лицензирование на предмет соответствия образовательному учреждению. Тогда и их выпускники смогут получать признаваемые официальными органами дипломы, и сами медресе, если они хотят продолжать работу, будут вынуждены соответствовать определённым стандартам, которые включают в себя как требования к состоянию зданий, так и к наличию определённого количества светских предметов в учебном плане.

Крайне негативно Каныбек Маматалиев высказался в отношении т.н. дааватчиков - проповедовников ислама. Он пояснил, что данная тема поднимается первой среди тем религиозного характера на круглых столах и семинарах, организуемых в южных областях республики. Он отметил, что в госкомиссию поступают жалобы не только от жителей, которые недовольны поведением дааватчиков, но и от самих имамов мечетей. Некоторые из них, по словам Каныбека Маматалиева, жалуются на своевольное и даже наглое поведение проповедников ислама, на то, что их действия не полностью соответствуют поведению правоверного мусульманина. В качестве из ряда вон выходящего специалист госкомиссии привёл факт угроз со стороны дааватчиков имаму одной из мечетей г. Кара-Cуу.

Руководитель ОО женщин «Хадисы» Мусуралиева Салтанат подняла тему слабого взаимодействия государственных органов как между собой, так и с Духовным управлением мусульман Кыргызстана, епархией Русской православной церкви в республике. Она подвергла критике высказывания главы Госкомиссии по делам религии Ормона Шаршенова по поводу того, что в его ведомстве испытывается нужда в дополнительных штатных единицах к имеющимся 25 сотрудникам. Обвинения в адрес руководителя ведомства коснулись и того, что он не пытается налаживать контакты с другими госорганами, работающими в сфере религии. Так, по её словам, в других министерствах и ведомствах, агентствах и службах работает достаточно много специалистов по религиозным вопросам. И время от времени этими госорганами организуются различные круглые столы и конференции, исследования по религиозным вопросам. Но при этом, как оказалось, представители Госкомиссии для участия в этих мероприятиях не приглашаются. В свою очередь Госкомиссия действует точно также в рамках собственных проектов, не привлекая специалистов из других компетентных органов.

Выступил с критикой государственной политики в области религии и представитель от союза церквей баптистов Александр Шумилин, который сообщил, что по конституции Кыргызстан является светским государством, но в последнее время наблюдается тенденция признания властью в качестве основных приоритетных религиозных направлений ислама и православия. На поставленный вопрос ответил протоирей Игорь Дронов, который связал такое поведение властей с проблемой обеспечения национальной безопасности. Он объяснил, что государство рассматривает ислам и православие, которые мирно сосуществовали на земле Кыргызстана сотни лет, и никогда не выступали против государственного строя как одну из своих опор. С их стороны не исходит угрозы, они наоборот, являются элементами, обеспечивающими стабильность общества. А многие из новых религиозных групп оказались замешаны в скандалах, на них многие граждане смотрят с подозрением. Поэтому Игорь Дронов попросил представителей новых для республики деноминаций отнестись к этому с пониманием и направить свою энергию на созидание общего государства.

Источник: easttime.ru

Перейти на новую версию сайта


Постоянный адрес статьи:
http://www.easttime.ru/analitic/1/4/1032.html
Вернуться Центральная Азия Кыргызстан Необходим отказ от либерального подхода к религии Версия для печати

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Кто и как спасет душу?
КЫРГЫЗСТАН - СТРАНА РЕЛИГИОЗНЫХ КОНФЕССИЙ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Религиозная ситуация в Кыргызстане: анализ и перспективы развития
Религиозная терпимость или взаимоуважение между конфессиями
Иссык-Куль – «Планетарное Око»

 
КЫРГЫЗСТАН АНАЛИТИКА

08.01.2012
Эпоха политической активности женщин в Кыргызстане
Последние десятилетия феминизм стал играть важную роль в политической жизни современного мира. Политическая практика феминистского движения привела не только к резкому возрастанию активности женщин во всех сферах общественной жизни, но и изменила сам дискурс современной политики.

08.01.2012
Один в поле не воин или кровавая «арабская» весна в Средней Азии
Ситуация в регионе Средней Азии медленно, но стабильно движется в сторону дестабилизации. Первым во все перипетии «демократических» реформ был ввергнут Кыргызстан. Выгнав из страны двух президентов, наступавших на одни и те же грабли семейного подряда в управлении страной, Кыргызстан столкнулся с новыми вызовами внутри государства.

07.01.2012
Коррупция - мать революций
Главной причиной двух прошедших в Кыргызстане политических революций, чудом не приведших к распаду страны, по общему мнению, является высокая степень коррумпированности государственной власти. Иначе говоря, революции происходили тогда, когда коррупция становилась необычайно активной и агрессивной, когда она приобретала гиперактивную форму.


ВЫ ПИСАЛИ
нет комментариев
ВАШИ КОММЕНТАРИИ
Представьтесь:
E-mail:
Мнение:
   
© 2005-2010, Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП)
Директор - Акылбек Салиев
Редакция: info@easttime.ru
Телефон: +7-996-312-43-94-17
об издании
Все права защищены © 2005-2011
Rambler's Top100